МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ АЛМАТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Сегодня перед нами стоит одна общая задача - искоренить и предотвратить коррупционные проявления и риски в сфере образования Самым оптимальным и действенным методом считается устранение предпосылок коррупционных правонарушений. Хочу отметить некоторые механизмы профилактики коррупции в этой сфере, применимые в Алматинской области:
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ МЕТОДОМ «ТАЙНЫЙ ПОКУПАТЕЛЬ»
Общественный контроль методом «Тайный покупатель» проведен в организациях среднего, технического и профессионального образования по следующим государственным услугам: «Прием документов и зачисление в организации образования, независимо от ведомственной подчиненности для обучения по общеобразовательным программам начального, основного среднего, общего среднего образования» и «Выдача дубликатов документов о техническом и профессиональном образовании».
Несмотря на то, что по вышеукзанным государственным услугам имеются утвержденные стандарты и регламенты, в рамках Проекта установлены факты истребования излишних документов, предоставление которых не регламентировано стандартом государственных услуг, не соблюдения графика работы услугодателями, ненадлежащего оказания консультаций, административные барьеры, а также факты незаконного истребования оплаты за предоставленные услуги.
Всего по итогам контроля выявлено 97 фактов нарушений, услугополучателям возвращены незаконно истребованные финансовые средства в размере 35 000 тенге, к дисциплинарной ответственности привлечены 38 лиц.
Так, входе инспектирования выявлены факты необоснованного отказа в приеме докуметов и зачисления в организации образования.
К примеру, при посещении СШ № 3 им. Абая г.Талгар работники данной организации отказали в приеме документов и пояснили, что прием документов в зачисления ребенка в 1 класс осуществляется с 13 по 28 августа 2018 года, тогда как согласно Стандарта государственной услуги прием документов осуществляется с 1 июня по 30 августа.
Аналогичная ситуация установлена в СШ № 2 им. С.Сейфулина г. Талгар.
Схожая ситуация, установлена в средней школе-лицей № 5 им.Ломоносова г.Талдыкорган. Так, при обращении услугополучателя для зачисления ребенка в 6 класс, работником данной организации отказано в приеме заявления. Причину отказа работник пояснил, что талон и перечень документов выдается после одобрения директора данной школы, тогда как, согласно бизнес-процесса оказания государственной услуги, сотрудник канцелярии осуществляет прием и регистрацию полученных документов, после чего передает руководству.
Вместе с тем, стандартом регламентирован определенный перечень документов, предоставляемых для оказания государственной услуги.
Однако сотрудники СШ № 2 села Абай Карасайского района истребовали справку с место работы родителей, адресную справку, флюорографию родителей и справку о составе семьи. Вышеуказанные документы не входят в утвержденный перечень. Аналогичные факты, установлены в СШ им. М.Габдулиной села Абай Карасайского района, СШ Т.Рыскулова и школе гимназии им. Абая села Узынагаш Жамбылского района, СШ им. И.Ф.Халипова № 1 и СШ № 3 им. Абая города Талгар, а также в лицее № 24 поселка Отеген батыр Илийского района.
Установленные нарушения свидетельствуют об отсутствии персональной ответственности за соблюдение всех норм и требовании законодательства в сфере государственных услуг первых руководителей районных/городских отделов образования и учреждении образования, а также низкой правовой грамотности ответственных работников.
В этой связи, необходимо принять комплекс мер по повышению качества предоставляемых государственных услуг в сфере образования, выраженных в обеспечении установления информационных стендов о государственных услугах в общедоступных местах здании учреждении образования, проведения обучающих семинаров среди ответственных работников, проведении обучении среди учащихся по использованию портала Электронного правительства, распространение среди учащихся и их родителей памяток, брошюр по государственным слугам в сфере образования, в том числе получению услуг через портал Электронного правительства.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЙ, ПРОВЕДЕННЫХ ДЕПАРТАМЕНТОМ
Наряду с этим, в настоящее время участились обращения родителей по сбору денежных средств на различные нужды школ. Поток звонков по поводу сбора денег продолжается в течении всего учебного года.
Результаты анкетирований, проведенных Департаментом среди родителей учащихся школ показали, что:
- в школах существует практика сборов денежных средств - 64%;
- при этом, 67% родителей утверждают, что они являются принудительными, поборы ведутся не менее одного раза в квартал - 37%,
Из них:
78% - собираются на ремонт и подарки;
67% - сборов ведется для приобретения хоз.нужд школы.
Хотя иногда даже сами учителя не знают, что занимаются вымогательством и не осознают что незаконные сборы с родителей учащихся являются уголовным правонарушением.
3. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Департаментом проведен мониторинг на наличие судимости у директоров 761 школы и 70 колледжей Алматинской области. Итоги мониторинга показали, что 40% директоров (332 человека) привлечены к административной ответственности (за не соблюдение пожарной безопасности, контроль в сфере образования, нарушение правил дорожного движения и имеется даже факты хулиганства), а 2% ранее были привлечены к уголовной ответственности за коррупционные правонарушения (17 человек).
Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что принятие на работу лиц, ранее совершивших коррупционные правонарушения является свидетельством недостаточного контроля уполномоченных органов в сфере образования.
В этом году Департаментом в соответствии со статьей 676 КоАП РК (предоставление незаконного материального вознаграждения, подарков) составлен протокол об административном правонарушении в отношении двух директоров школ Кербулакского района. Решением Кербулакского районного суда данным лицам наложено административное взыскание в виде штрафа, на сумму 962 тыс.тг.
4. ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ГРАНТОВ И МЕСТ В ОБЩЕЖИТИЯХ КОЛЛЕДЖЕЙ
Совместно с членами Специальной мониторинговой группы Алматинской области, представителями общественности, блогерами и представителями неправительственного сектора в период с июля по сентябрь месяц текущего года проведены выезды в колледжи области для участия в работе экзаменационных комиссий поступления в организации образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального образования.
Согласно официальной информации Управления образования государственный образовательный заказ на подготовку специалистов со средне-специальным профессиональным образованием за счет средств местного бюджета на 2018-2019 учебный год выделено 7 249 грантов. В распределении данных государственных грантов учувствовало 43 колледжа области.
В ходе проведения экзамена независимыми наблюдателями из числа членов СМГ и блогеров были зафиксированы некоторые нарушения:
В большинстве колледжах г.Талдыкорган при вскрытии конверта с тестовыми вопросами не были опечатаны, не имели пломбированную фиксацию и подписи с указанием даты для вскрытия. Кроме этого, в ходе мониторинга было установлено, что экзаменационные вопросы составляются непосредственно самими сотрудниками колледжа, что является коррупционным риском.
Также в одном из колледжах г.Талдыкорган все абитуриенты находились в экзаменационных аудиториях с мобильными телефонами (смартфон) и имели свободный доступ в интернет и мессенджеры, а «заглушки» сотовой связи не работали. Кроме того, данное оборудование является собственностью колледжа, работники которого имеют беспрепятственный доступ к оборудованию, что указывает на риск использования оборудования по усмотрению руководства колледжа.
Вместе с этим, в ходе проведения мониторинга независимыми наблюдателями было установлено, что во многих колледжах Алматинской области состав комиссии по оценке тестовых работ и зачислению в колледж сформирован из числа сотрудников колледжа, что создает условия для возникновения «конфликта интересов» и «закрытости» порядка зачисления на обучение в колледж.
МОНИТОРИНГ СТУДЕНЧЕСКИХ ОБЩЕЖИТИЙ
Департаментом Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции по Алматинской области также был проведен сравнительный мониторинг практики Турецкой Республики по координации и контролю студенческими общежитиями по всей Турции. (Организация государственных общежитий высших учебных заведений Турецкой РеспубликиYüksek Öğrenim Kredi Ve Yurtlar Kurumu)
Организация государственных общежитий высших учебных заведений Турецкой Республики является организацией, которая осуществляет контроль и координацию всех государственных общежитий Турции. Данная организация подведомственна Министерству по делам молодежи и спорта Турецкой Республики.
Основная миссия организации:
*предоставлять кредиты / стипендии для студентов,
-предоставлять жилье, услуги в области питания,
-вносить свой вклад во всестороннее развитие студентов посредством организаций социальных, культурных и спортивных мероприятий (как внутри студенческих общежитий, так во вне).
Стоит отметить, что на сегодняшний день данная Организация осуществляет контроль и координацию всех государственных студенческих общежитий по всей Турции. Что в свою очередь показывает на каком высоком уровне находится координация по данному направлению.
Вместе с этим, на официальном сайте данной организации http://yurtkur.gsb.gov.tr/YurtMudurlukleri есть интерактивная карта по городам со всеми общежитиями Турции (с помощью клика на интерактивной карте можно выбрать соответствующий город куда собирается поступать абитуриент и посмотреть какие общежития имеются. Далее по выбранному городу открывается список общежитий с фотографиями, с количеством мест общежития и со всеми контактными данными).
ОСОБЕННОСТИ ТУРЕЦКИХ ОБЩЕЖИТИЙ:
1. В турецких общежитиях действует обновленная система для управления входом и выходом студентов из общежития и использования студентами своего дневного меню в общежитии. То есть, на сегодняшний день во всех государственных общежитиях Турецкой Республики при входе и выходе из общежития и использования дневного меню осуществляется с помощью системы отпечатков пальцев (дактилоскопия), после электронного снятия отпечатков пальцев на мониторе при входе в общежитие отображается информация о студенте (ФИО, название учебного заведения, факультет, специальность, контактные данные, номер блока и номер комнаты в общежитии).
Основные плюсы данной системы:
- нет необходимости постоянного контроля местонахождения студентов внутри кампуса общежития (по отпечаткам пальцев отображается время входа и выхода из общежития).
Примечание: для сравнения, в Казахстанских общежитиях комендантом после 23:00 ведется пересчет каждого студента, который находится в общежитии.
- нет необходимости каждый день «платить наличными» за дневное меню в столовой общежития. Поскольку студент платит за общежитие (дневное меню входит в эту стоимость). В среднем по городу Измир в месяц плата за общежитие составляет 250 лир – 17 500 тенге. Стоит отметить, что Измир считается одним из дорогих городов Турции, поскольку является 3-им значимым городом после Стамбула и Анкары. Соответственно в других городах цены на проживание в общежитиях в месяц включая питание варьируются от 150 лир до 350 лир (от 10 500 тенге до 25 500 тенге).
Примечание: в Казахстанских общежитиях не предусмотрены меню для студентов (есть только мини-буфеты (при этом не во всех общежитиях). Студенты сами готовят еду в комнатах либо в общих кухонных залах, при этом в самих кухонных залах заранее необходимо брать очередь, поскольку духовок для готовок и плит – ограниченное количество.
- посторонние лица, не являющиеся студентами не смогут заходить и жить «нелегально» в таких общежитиях (Поскольку центральным офисом данной организации, который находится в Анкаре ведется специальный учет по свободным местам в общежитиях, у них имеются все данные о каждом студенте, который живет в государственном общежитии). Лица, которые не являются студентами и соответственно у которых отсутствуют данные об отпечатках пальцев не имеют доступа в общежитие.
Примечание: в Казахстанских общежитиях вход и выход из общежития контролирует вахтер, который смотря на карту студента общежития пропускает его. Однако это может являться фактором для проникновения в общежитие иных посторонних лиц.
2. Во всех государственных общежитиях Турецкой Республики есть большие столовые, рассчитанные на количество студентов, проживающих в них. То есть, турецким студентам самим готовить в общежитиях запрещено. Поскольку основной целью образовательной политики Турции является то, что студент должен только учиться и развиваться, а все сопутствующие услуги и комфорты должно создавать государство.
3. Во всех государственных общежитиях Турецкой Республики есть свободный доступ к высокоскоростному Интернету.
4. Организация государственных общежитий высших учебных заведений Турецкой Республики (КYК) предоставляет услуги не только по питанию и проживанию, но и заботится о культурном и социальном развитии студента. Совместно с представителями Министерства по делам молодежи и спорта проводятся всевозможные семинары, тренинги (с выездом и в самом общежитии) с выдачей соответствующих сертификатов. То есть, студентам нет необходимости собираться в конференц-залах университетов, институтов, все проходит в стенах кампуса общежития.
5. В кампусах больших государственных общежитиях Турецкой Республики предусмотрены салоны красоты, мини-маркеты, спортивные площадки для игры в волейбол и футбол.
Во всех турецких общежитиях выдается постельное белье единого образца девочкам (розового цвета), мальчикам (голубого цвета). Постельное белье меняется каждые 10 дней. Каждый месяц подушки проходят специальную чистку. На всех постельных принадлежностях с обратной стороны имеется значок Организации государственных общежитий высших учебных заведений Турецкой Республики Yüksek Öğrenim Kredi Ve Yurtlar Kurumu.
Примечание: в Казахстанских общежитиях не всегда выдается постельное белье для студентов, если выдаются, то очень старые и разного вида (в ходе мониторинга общежитий СМГ Алматинской области были выявлены факты, когда в общежитиях постельные принадлежности были очень старыми).
6. Во всех государственных общежитиях предусмотрены общие читальные залы и в каждой комнате отдельные столики для выполнения домашних заданий, также есть конференц-залы для собраний и различных мероприятий.
7. Каждый студент, проживающий в государственном общежитии имеет специальную карту и если студент живет в общежитии города Измир, но к примеру у него научная конференция в Стамбульском университете (г.Стамбул), то благодаря единой базе общежитий он имеет право остаться бесплатно в одной из свободных общежитий Стамбула на период его пребывания (В среднем студент отправляет онлайн-заявку на резерв комнаты в общежитии за 1-2 недели).
Примечание: в крупных городах Казахстана осуществляется нехватка мест в государственных общежитиях и многим студентам приходится после 2-ого курса съезжать и снимать квартиру за высокую плату. Тем самым некоторые студенты, чтобы оплатить аренду квартиры отвлекаются от своей основной цели - получить качественное образование и вынуждены подрабатывать, чтобы оплатить услуги по аренде.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
Учитывая вышеизложенные факты Департаментом предлагается на примере опыта Турецкой Республики создать единую онлайн-карту по студенческим общежитиям Казахстана и определить конкретный (единый) орган при определенном Министерстве, который будет контролировать систему организации всех студенческих общежитий Казахстана.
Данная онлайн-карта позволит каждому гражданину, в частности абитуриентам и их родителям до поступления в ВУЗ просмотреть состояние общежитий и тем самым быть уверенным в своем выборе.
Конкретный единый орган по координации всех студенческих общежитий Казахстана будет нацелен на поднятие имиджа студенческих общежитий и создание в них всех благоприятных условий для студентов.
Наряду с этим, предлагается создать и утвердить единые Стандарты по студенческим общежитиям по всей республике.
Вместе с этим, во всех государственных студенческих общежитиях предлагаем предусмотреть большие столовые для студентов и утвердить единые меню по республике, цены на питание включить в стоимость общежития и выдавать ежедневное меню по талону либо электронно (по примеру Турции), к примеру завтраки – до 300 тенге, ужин - до 600 тенге (цены будут варьироваться от города).
Вместе с обществом, вооружившись единым настроем и знаниями, мы искореним коррупцию!
Серикбай Нургисаев, руководитель ДАДГСПК по Алматинской области
Комментарии